Таинственный поезд (фильм, 1989 )
Дата Выхода | April 30, 1989 |
Студия | JVC Entertainment Networks, Mystery Train |
Статус | Закончено |
О фильме
В картине три истории, действие которых происходит в Мемфисе, штат Теннесси, в обветшавшем отеле “Аркадия”, где каждый номер оборудован как святилище Элвиса Пресли. В эпизоде “Далеко от Йокогамы” Джун (Нагасе) и Мицуко (Кудо), два юных поклонника американской культуры, прибывают в “Аркадию”, где спорят о рок-н-ролле, занимаются любовью, слушают своего кумира Элвиса по радио отеля, и им нет никакого дела до того, что происходит вокруг, – даже перестрелка их не отвлекает. В эпизоде “Призрак” в “Аркадии” поселяется Луиза (Браски), итальянка, приехавшая в Штаты, чтобы отвезти обратно в Италию тело умершего мужа. Какой-то бомж постоянно угрожает, что ее будет преследовать дух Элвиса. В эпизоде “Потерянные в космосе” Ди Ди (Бракко), ее алкаш-любовник (Джо Страммер), чрезвычайно нервный брат Ди Ди (Бусеми) и чересчур разговорчивый приятель (Авилес) принимают участие в перестрелке.
Фильм сильно повлиял на кинокультуру американских “независимых”, во многом положив начало расцвету американского авторского кино 90-х.
Работа над фильмом
Сценарий и кастинг
Джим Джармуш написал киносценарий под рабочим названием «Одна ночь в Мемфисе», даже не побывав в городе. Основой первой новеллы, «Вдали от Иокогамы», послужила одноактная пьеса, которую он написал во время съёмок фильма «Вне закона» в 1986 году. Сюжет пьесы не имел отношения к Элвису или Мемфису и строился вокруг проводивших время в постоянных спорах парня и девушки — в конце один из героев приходил к выводу о том, что противостояние на самом деле укрепляет их союз. На идею с пересечением сюжетов Джармуша вдохновило изучение различных повествовательных форм, в особенности — «Кентерберийских рассказов» Чосера, итальянских короткометражных фильмов и японских хорроров с участием призраков. Для второй и третьей новеллы «Таинственного поезда» режиссёр создавал персонажей, в перспективе рассчитывая, что их сыграют конкретные люди из его круга общения, среди которых были как профессиональные актёры, так и знакомые музыканты, и прописывал в сценарии истории их взаимодействия.
Сергей Добротворский так охарактеризовал подход раннего Джармуша к кастингу:
Бродяг, беглых зэков, натурализованных эмигрантов и скучающих ночных портье у него играют рокеры, джазмены и тусовщики… То есть те, чей аутсайдерский имидж принадлежит совершенно иному культурному слою и открывается в стиле богемного кабаре. А, может быть, только подчеркивает, что, по сути, нет никакой разницы между элитной рок-сценой и тоскливой пустошью Среднего Запада.
Роль Джонни была написана специально для Джо Страммера, фронтмена The Clash, одной из любимых рок-групп Джармуша, двумя годами ранее, во время их встречи в Испании. Несмотря на то, что Страммер всё ещё находился в депрессии из-за распада группы, его привлекла идея фильма о Мемфисе.
С блюз-певцом Скримин Джеем Хокинсом Джармуш встретился лично после выхода на экраны своего фильма «Более странно, чем в раю», в котором широко использовалась популярная песня Хокинса «I Put a Spell on You». Популярность Хокинса пошла на спад ещё в конце 1960-х, но фильм Джармуша возродил интерес к его творчеству, особенно в Европе. Хокинс был очень благодарен Джармушу и дал согласие сняться в любой предложенной роли. Сценарий «Таинственного поезда» несколько озадачил его. Музыкант был известен своим взрывным темпераментом и эксцентричным поведением на сцене, но Джармуш специально написал для него роль спокойного, невозмутимого ночного портье.
Роль Луизы также была написана специально для Николетты Браски, которая снималась в предыдущем фильме Джармуша «Вне закона». Синке Ли, младший брат кинорежиссёра Спайка Ли, был другом Джармуша со времён их совместной учёбы в киношколе Нью-Йоркского университета. Юки Кудо была приглашена на роль после того, как режиссёр увидел её в комедии Сого Исии «Безумная семейка» во время своей поездки в Японию, где он продвигал «Вне закона». Исполнитель роли Джуна нашёлся не сразу — режиссёр прослушал в Токио около пятидесяти кандидатов, прежде чем остановил свой выбор на Масатоси Нагасэ. К числу давних знакомых Джармуша принадлежали Джон Лури, музыкант и актёр, написавший музыку к «Таинственному поезду» и снимавшийся в трёх предыдущих фильмах режиссёра, оператор Робби Мюллер и певец Том Уэйтс, озвучивший в фильме радио-диджея.
Съёмки
Джим Джармуш впервые приехал в Мемфис для выбора съёмочных локаций зимой 1987 года. В городе началась метель, режиссёр ездил по улицам, не имея под рукой карты города, и случайно наткнулся на перекрёсток с заброшенной железнодорожной станцией, закусочной «Аркада» и одноимённым обветшалым отелем. В интервью журналу «Spin» после окончания работы над фильмом Джармуш рассказывал о ключевой локации фильма: «Этот перекрёсток наводнён призраками. Смотришь на одну улицу и вспоминаешь, что по ней когда-то ходил Роберт Джонсон, а на той станции бывал Мадди Уотерс».
«Таинственный поезд» был снят в Мемфисе летом 1988 года. Джармуш и Мюллер решили сделать фильм цветным (два предыдущих фильма были чёрно-белыми), но использовать приглушенную палитру холодных оттенков. Исключение было сделано для красного: красный пиджак и галстук портье «Аркады», попытка Мицуко развеселить Джуна при помощи красной помады и их красный чемодан. Кадры из фильма и различные фотографии со съёмочной площадки, сделанные фотографом Масаёси Сукита, были опубликованы во время премьеры фильма в книге «Таинственный поезд: фильм Джима Джармуша» (Mystery Train: A Film by Jim Jarmusch).
В работе с японскими актёрами Масатоси Нагасэ и Юки Кидо Джармушу помогали переводчики. Если Кидо хоть немного могла говорить по-английски, то Нагасэ не знал его совершенно, что создало на репетициях некоторые трудности, связанные с двойным переводом. Джун и Мицуко, герои Нагасэ и Кидо, ведут в фильме диалог на японском, поэтому необходимо было сначала перевести для них сценарий, а затем перевести обратно диалоги для Джармуша — он давал актёрам простор для импровизаций и записывал вносимые в сценарий изменения. После окончания съёмок Масатоси Нагасэ провёл лето в Нью-Йорке, изучая английский язык.
«Таинственный поезд» стал первым американским независимым фильмом, который финансировался японской компанией JVC. Бюджет в сравнении с предыдущими работами Джармуша был внушительным — 2,8 млн долларов. Представители JVC проявили большой энтузиазм, предоставили Джармушу полную свободу творчества и приняли участие в финансировании трёх последующих полнометражных фильмов режиссёра.
Наличие существенного бюджета и времени позволило Джиму Джармушу снять фильм в цвете и применить необычный способ работы с актёрами. Он в частности репетировал с Мицуко и Джуном несколько сцен, предварявших события фильма (первую встречу, первое свидание, первый поцелуй), для того, чтобы придать персонажам жизненность, создать им «историю отношений».
№ Серии | Название | Дата Выхода |
---|