Об игре Resident Evil
Resident Evil (с англ. — «Обитель зла», в Японии известна как Bio Hazard) — культовая компьютерная игра, разработанная японской компанией Capcom. Первая часть из серии Resident Evil. Игра позиционируется как survival horror и дала толчок к развитию этого жанра.
Игра была выпущена в 1996 году для PlayStation, и вскоре портирована на другие платформы. Коммерческий успех игры и признание критиков повлекли продолжения, экранизации, превратив серию в популярный во всём мире франчайз. В январе 2015 вышел HD ремастер с улучшенной графикой на платформы Xbox 360, Xbox One, PC, PlayStation 3 и PlayStation 4.
Сюжет
Июль 1998 года. В окрестностях небольшого города Раккун-Сити недавно начали происходить чудовищные убийства. В полицейских рапортах указывалось, что нападения совершались группами примерно из 10 человек, а жертвы были как будто съедены. Полиции не удалось найти убийц, и тогда к делу привлекли специальный отряд S.T.A.R.S., разбитый на команды «Альфа» и «Браво».
Сначала на расследование отправляется команда «Браво», с которой вскоре теряется связь. После этого на их поиски посылают команду «Альфа». Во время облёта местности, где с командой «Браво» была потеряна связь, бойцы команды «Альфа» замечают столб дыма, исходящий с земли, и принимают решение высадиться. После высадки члены отряда осторожно осматривают территорию. Выясняется, что дым шёл от вертолёта команды «Браво». В вертолёте Джозеф Фрост, один из членов отряда «Альфа», находит труп пилота Кевина Дули (в оригинале — оторванную руку с пистолетом). Внезапно из ниоткуда на него набрасываются ужасающего вида собаки. Джозеф оказывается застигнутым врасплох и погибает жуткой смертью на глазах у товарищей.
Остальные члены отряда начинают отбиваться от собак. В это время пилот вертолёта «Альфы» Брэд Викерс теряет самообладание и улетает, бросая своих коллег. Оставшиеся четверо бойцов (Крис Рэдфилд, Джилл Валентайн, Барри Бёртон и капитан Альберт Вескер) начинают отступать. Спасаясь от собак, полицейским удаётся добежать до некого заброшенного особняка, в котором они находят убежище.
Бойцы S.T.A.R.S. начинают исследовать особняк. Оказывается, что бывшие обитатели дома, по странной причине, превратились в ходящих мертвецов и стали нападать на полицейских. Вескер пропадает в неизвестном направлении, а Крис и Джилл начинают исследовать особняк параллельно друг другу, по пути убивая зомби и появляющихся в особняке мутантов. В ходе прохождения Джилл неоднократно получает помощь от Барри Бёртона (он помогает ей убить первого зомби, спасает её от ловушки с надвигающимся потолком и т. д.), а Крис встречает двух уцелевших членов отряда «Браво» — Ребекку Чемберс и Ричарда Айкена, — который заражен ядом от укуса гигантской мутировавшей змеи. Крису удаётся доставить Ричарду лекарство, однако позже он всё равно погибает (вариант его смерти будет в зависимости от игровых обстоятельств). Кроме того, бойцам «Альфы» удаётся найти мёртвыми других членов отряда «Браво» — Кеннета Салливана и Фореста Спейера. Форест «восстаёт из мёртвых», превращаясь в зомби, однако снова оказывается убит бывшими товарищами. В ходе расследования бойцы отряда «Альфа» узнают, что особняк принадлежал Озвеллу Спенсеру, основателю и президенту огромной фармацевтической корпорации Umbrella. Этот дом был прикрытием для подземной лаборатории корпорации, в которой проводились нелегальные эксперименты по созданию биооружия на основе T-вируса. T-вирус способен превращать людей в зомби, а его утечка привела к заражению учёных корпорации и описываемому происшествию. Во дворе особняка Крис освобождает из склепа особого зомби, который намного сильнее и свирепее обычных. Крис узнаёт, что эти зомби называются «алые головы» и появляются они под длительным воздействием Т-вируса на обычных зомби. В задней части двора Крис обнаруживает некий заброшенный домик неподалеку от особняка, а обитателем домика оказывается некий монстр в цепях, ранее бывший человеком. Крис спасается от монстра и возвращается в особняк. Особняк подвергается атаке охотников-альфа — наиболее распространённых B.O.W., созданных в лаборатории. Крис уничтожает мутировавшую змею в библиотеке особняка, а затем спасает Ребекку от хантеров.
Джилл также исследует особняк, уничтожая зомби и мутировавших собак. Позже Джилл добирается до резиденции учёных корпорации неподалеку особняка. Джилл обнаруживает там Барри и замечает, что он ведёт себя странно (на самом деле Барри тайно разговаривал с Вескером). В резиденции Джилл вынуждена также бороться с различными B.O.W. (гигантские пауки, мутировавшее хищное растение 42, а также подопытные акулы). Джилл откачивает воду из лаборатории с акулами, убивая их, а также отравляет корневище растения-мутанта. Позже Джилл возвращается в особняк и находит вход в подземные пещерные лабиринты, которые оказываются полны пауков-мутантов и различных ловушек. В подземелье девушка встречает раненого командира отряда «Браво» — Энрико Марини. Энрико рассказывает Джилл о причастности корпорации Umbrella к происходящему и раскрывает, что в отряде «Альфа» есть предатель, работающий на корпорацию и специально заманивший бойцов S.T.A.R.S. сюда. Однако сказать имя предателя он не успевает, так как кто-то (возможно, Вескер) неожиданно застрелил его, скрывшись в темноте. В это время Крис также исследует другие уровни пещер. Там он снова подвергается атаке монстра в цепях, однако, используя запутанные пещерные ходы, опять скрывается от монстра. Крис выбирается через подземные ходы в домик в лесу, в котором он был ранее. В домике по сохранившимся записям он узнает, что этот монстр — Лиза Тревор. Её отец, Джордж Тревор, был архитектором, спроектировавшим особняк. Позже он и его жена стали жертвами Спенсера. Сама Лиза стала одной из первых подопытных корпорации и наиболее устойчивой. На ней испытывали как Т-вирус, так и паразитов, вживлявшихся корпорацией в мутантов для возможности их контроля. Кроме того, устойчивость Лизы помогла учёному Umbrella Биркину модифицировать Т-вирус, создав G-вирус.
Джилл выбирается из пещер и по лестнице в подвале особняка спускается в лабораторию корпорации. В подвале она встречает Барри, после чего они вдвоём окончательно побеждают напавшую на них Лизу Тревор. Крис, следуя по следам Джилл, также спускается в арклейский подземный исследовательский комплекс. Лаборатория оказывается заполнена зомби и B.O.W. под названием химеры (получены смесью ДНК человека и мухи). Там же Джилл встречает капитана Вескера и узнаёт, что он был тем самым предателем, работавшим на Umbrella. Вескер, как оказалось, специально заманил бойцов S.T.A.R.S. в особняк, чтобы проверить биооружие корпорации в боевых условиях. А теперь Вескер намерен испытать на уцелевших подчинённых одного из образцов проекта «Тиран» (проект по созданию суперсолдата) — Тирана Т-002. При этом Вескер преследует и свои меркантильные цели — отследить боевые качества Тирана и продать данные конкурентам Umbrella. Джилл также узнает, что Барри был заодно с Вескером, хоть и не хотел этого, так как Вескер угрожал его семье. Вескер активирует Тирана, однако тот, пробудившись, убивает самого Вескера. Джилл в короткой схватке временно выводит из строя Тирана, после чего они с Барри направляются к выходу. Встретив по пути Криса и Ребекку, они все вместе выходят на вертолётную площадку снаружи, где устанавливают связь с Брэдом Викерсом, который готов спасти их на вертолёте. В лаборатории в это время включается механизм самоуничтожения. Вновь вставший Тиран становится сильнее и выходит наружу, вступая в схватку с бойцами S.T.A.R.S. Одолеть монстра бойцам помогает Брэд, который прилетает и сбрасывает им ракетницу. Тиран оказывается уничтожен, выжившие члены S.T.A.R.S. грузятся на вертолёт и улетают. Особняк Спенсера и подземная лаборатория под ним вскоре взрываются.
Оружие
В игре семь видов оружия (девять видов в ПК-версии):
- Боевой нож — стандартный армейский нож. Находится в арсенале и Криса и Джилл с самого начала игры. Является самым слабым оружием в игре.
- Пистолет Beretta M92FS — стандартный полицейский пистолет. В арсенале Джилл он находится с самого начала игры, а Крис находит его в холле, после возвращения из столовой.
- Дробовик Remington M870 эффективен только на близких расстояниях. Если, целясь в потолок, подпустить зомби поближе, то можно его обезглавить. Находится в одной из комнат особняка, но чтобы его взять, придётся решить головоломку с опускающимся потолком.
- Револьвер Colt Python — весьма мощное оружие. Находится в одной из комнат, чтобы его взять, игроку придётся разгадать загадку с головой тигра. Убивает врагов (кроме «боссов») с одного или двух выстрелов.
- Гранатомёт Bazooka — универсальное оружие против разных типов врагов благодаря наличию трёх типов боеприпасов: разрывных, огненных и кислотных. Находится на террасе второго этажа особняка. Доступен только для Джилл.
- Огнемёт — оружие средней мощности, эффективен лишь на ближних расстояниях. Находится в подземелье, где можно найти 2 огнемёта. Правда, вынести огнемёт из подземелья невозможно. Доступен только для Криса.
- Ракетомёт M-66 — самое мощное оружие в игре. В конечной битве Джилл или Крис уничтожают из него Тирана. Ракетомёт можно получить, пройдя игру менее чем за три часа, сделав не более трёх сохранений и не используя спреи первой помощи (при этом использование смесей трав не влияет на получение секретного оружия).
- Автомат MAC-10 (только в версии на ПК) — пистолет-пулемёт. По мощности равен Беретте, однако намного эффективнее благодаря высокой скорострельности. Доступен только для Джилл.
- Пулемёт Minimi (только в версии на ПК) — тяжёлый пулемёт. Мощность как у дробовика. Также имеет высокую скорострельность. Доступен только для Криса.
- Пистолет Beretta Custom Edition — модифицированный пистолет Beretta. Отличается как внешне, так и повышенной мощностью. Имеет шанс снести зомби голову с нескольких выстрелов. Доступен только в версии Director’s Cut в режиме игры Advanced.
Инвентарная система
Главный персонаж игры обладает ограниченным инвентарём, что создаёт свою специфику прохождения игры. Однако у Джилл места в инвентаре больше, чем у Криса на 2 ячейки (поэтому игра за Джилл гораздо легче, чем за Криса). Данное ограничение восполняется наличием в особняке больших сундуков, куда игрок может сложить ненужные на данный момент вещи. При этом, если игрок положил какой-либо предмет в один сундук, то он может взять этот предмет уже из другого. В инвентаре, как правило, один предмет занимает одну ячейку. Таким образом, например, один ключ займёт столько же места, сколько и ракетница.
Система смешивания трав
В игре присутствует обладающая определённой сложностью система использования «аптечек». Игроку попадаются травы трёх видов.
- Синяя трава — лечит игрока от отравления.
- Зелёная трава — восстанавливает 25 % здоровья.
- Красная трава — сама по себе бесполезна, однако смесь зелёной и красной трав восстанавливает 75 % здоровья.
Травы можно смешивать друг с другом, что позволяет значительно экономить место в инвентаре. В одной смеси может быть не более трёх частей трав. Каждая трава вносит определённый вклад в действие смеси. Так, наличие синей травы в смеси обуславливает снятие отравления, вдобавок к повышению здоровья. Смесь двух зелёных трав восстанавливает 50 % здоровья, как и 2 зелёные травы, принятые игроком по отдельности. Панацеей является смесь зелёной, синей и красной трав. Такая смесь полностью излечивает игрока и снимает отравление.
Кроме трав, в игре есть и обычные, «синтетические» аптечки, спреи первой помощи, однако их использование снижает игровой рейтинг. Открыть некоторые секреты, такие как ракетомёт M-66 или револьвер Colt Python (с бесконечными патронами), можно только в том случае, если за всю игру не были применены такие аптечки. Использование же трав рейтинг не снижает.
Файлы
В процессе игры игроку будут попадаться различные документы — дневники, записки, отчёты и так далее. Они не занимают места в арсенале, поскольку хранятся в отдельной секции инвентаря. Некоторые файлы являются подсказками для решения загадок (например, дневник Джона, в котором названы логин и пароль к важному компьютеру, контролирующему открытие дверей в лаборатории), остальные позволяют лучше погрузиться в атмосферу игры. Так, дневник сторожа, своеобразный тем, что на первых страницах постепенно раскрывается знакомство автора со «странными тварями»— результатами экспериментов; далее описывается некий скафандр, который автор обязан носить по приказу начальства и от которого у него возникает ужасный зуд.
В конце дневника становится понятно, что автор превращается в зомби: он пишет о том, что его тело начало разлагаться и от руки отвалился кусок плоти. Кроме того, по мере превращения в зомби фразы, используемые автором дневника, становятся всё проще и короче. Предпоследняя страница дневника состоит из нескольких простых предложений («Я весь чешусь. Пришёл Скотт. Он уродлив, и я убил его. Вкусно»), а на последней странице вместо даты просто проставлена цифра 4 и написано всего 2 фразы: «Я чешусь. Вкусно».
Враги
Обычные
- Зомби — бывшие работники корпорации «Амбрелла», заразившиеся Т-вирусом и мутировавшие в монстров. Самые частые и предсказуемые враги в игре. Довольно часто появляются неожиданно, например, выскакивают из шкафа. Могут различаться по живучести, наносимому урону и остроте чувств. Проще всего расстрелять их с дальних дистанций. Если поднять дробовик вверх, выстрел разнесёт зомби голову. Если полоснуть зомби ножом (или выстрелить из пистолета) прямо по ногам, он упадёт на пол, после чего его легко добить. «Спящие» на полу зомби могут схватить и укусить главного героя за ногу. Также некоторые зомби могут блевать на персонажа кислотой. Внешне делятся на 3 вида: обслуживающий персонал, учёные (одеты в лабораторные халаты) и подопытные (без одежды). Последние заметно сильнее остальных.
- Церберы — заражённые доберманы. Агрессивные и быстрые враги, обычно нападают стаями. Довольно слабые, однако могут повалить героя на землю. Если подстрелить цербера, когда он прыгает, он упадёт на пол.
- Вороны — заражённые T-вирусом птицы. Всегда летают стаями и, несмотря на низкую живучесть и слабые повреждения, представляют довольно большую опасность в бою, потому как попасть по ним довольно трудно. Лучше всего просто убежать от них.
- Змеи — встречаются лишь в саду и в одном из подземелий. Ядовиты. Как и с воронами, от них лучше убежать, так как после уничтожения нескольких змей откуда-то появляются новые.
- Пчёлы — встречаются один раз за игру — в общежитии. Могут отравить главного героя. Лучше не тратить на них боеприпасы, так как улей, из которого регулярно появляются пчёлы, уничтожить невозможно.
- Пауки — гигантские ядовитые твари, оставляющие после своей смерти таких же ядовитых маленьких паучков. Против паучков не стоит использовать боеприпасы, их можно задавить, просто пробежавшись по ним.
- Охотники — одни из сильнейших врагов в игре. Прыткие и агрессивные, непредсказуемы, способны одним ударом обезглавить героя (при состоянии здоровья ниже Caution). Об их присутствии легко узнать по характерному звуку, издаваемому ими, похожему на щёлканье пальцами. Против них эффективен револьвер (часто первый же выстрел смертелен). Также можно использовать против них и дробовик — он также очень эффективен, так как на близких дистанциях дробь отбрасывает их на довольно приличное расстояние. Если охотник находится на дальней дистанции, лучше всего убежать от него.
- Нептуны — заражённые акулоподобные рыбы. Встречаются лишь одиножды — в затопленном цокольном этаже общежития. Не стоит воевать с ними — нужно просто откачать воду, после чего они будут безобидно барахтаться на полу.
- Растение — зелёный стебель, торчащий из трещины в полу в коридоре общежития. Атакует героя при каждом прохождении через коридор, отнимая небольшое количество здоровья. Неуязвимо. Единственный способ избавиться от него — закрыть трещину статуями, стоящими в коридоре. Исчезает после смерти Растения 42, поскольку является его частью.
- Химеры — быстрые агрессивные существа, способные бегать по низким потолкам и атаковать как снизу, так и сверху. Обитают в электростанции лаборатории. Эффективным оружием против них является пистолет Beretta M-92F, так как проворное перемещение над головой персонажа вынуждает выполнять наводку заново, что игрок зачастую не успевает сделать. Одним выстрелом из пистолета Beretta M-92F такого врага можно сбросить на пол, а вот стоять под ним и тщетно пытаться выстрелить вверх под прямым углом не рекомендуется. При хаотичной стрельбе из более мощного оружия игрок рискует затратить большое количество боеприпасов.
Боссы
- Зевун — гигантская змея, встречается два раза за игру: на чердаке и в одной из комнат на втором этаже (в ремейке второе появление — в библиотеке). Против неё рекомендуется использовать револьвер Colt Python и дробовик Remington M-870, играя за Джилл, достаточно три-четыре выстрела кислотными гранатами.
- Растение 42 — огромное плотоядное растение, подвергшееся воздействию T-вируса. Является в каком-то смысле мини-боссом, растёт в общежитии. Как и полагается растению, уязвимо к огню, поэтому при игре за Джилл легко уничтожается зажигательными зарядами, а при игре за Криса — огнемётом. Если решить несложную головоломку, приготовить V-газы и вылить их на корень Растения 42, корень засохнет, и бой с растением будет ещё легче. Кроме того, в сценарии Джилл этого босса может убить Барри.
- Чёрный тигр — гигантский серый паук, обитающий в подземелье. Является также мини-боссом. Эффективным оружием против него является дробовик Remington M-870. Обычно хватает трёх-четырёх выстрелов. Также можно использовать гранатомёт Bazooka (при игре за Джилл) или огнемёт (при игре за Криса). Как и все пауки в игре, после своей смерти оставляет маленьких ядовитых паучков.
- Тиран Т-002 — финальный босс игры. Большое человекоподобное существо с гипертрофированным сердцем и правой рукой, вооружённой длинными лезвиями-когтями. При первой встрече перемещается медленно, при второй — очень быстро, но увернуться и убежать вполне реально. Бьёт Тиран часто, каждым ударом на определённый период, затормаживая персонажа, поэтому, стоя вплотную, победить его шансов мало. Уничтожается только с помощью гранатомёта, который член отряда S.T.A.R.S., пилот Бред Викерс, сбрасывает игроку с вертолёта.
Издания
Director’s Cut
Обновлённая версия Resident Evil на Sony PlayStation, названная Resident Evil: Director’s Cut, была выпущена в сентябре 1997 года — через 18 месяцев после выхода оригинальной игры. Планировались удаления цензуры с кровавых сцен, стоявшие в европейской и северо-американской версиях игры. В версиях с цензурой видеоролик чёрно-белый, Крис не закуривает сигарету, когда его представляют, из многих роликов вырезаны фрагменты, например, в ролике про первого зомби больше нет оторванной головы Кеннета. В начале игры можно выбрать один из трёх уровней сложности:
- Beginner — низкий уровень сложности: количество патронов удваивается, враги становятся слабее.
- Original — средний уровень сложности, тот же, что и в обычном Resident Evil.
- Advanced — изменённый и самый сложный уровень сложности. Подробно отличия от обычного режима приведены ниже. Если в меню выбора сложности навести курсор на эту сложность и зажать стрелку вправо, надпись позеленеет, и количество патронов в игре удвоится и враги станут слабее — по сути, получится низкая сложность.
Отличия режимов Advanced от Original:
- В 85 % комнат изменена камера.
- В некоторых комнатах появились враги.
- Количество врагов в игре увеличено вдвое.
- И Джилл, и Крис начинают игру в других костюмах (с уменьшенной защитой).
- В отличие от оригинальной игры, сразу доступна комната с дополнительной одеждой. В оригинале дверь закрыта, и ключ даётся только после завершения игры.
- Предметы размещены в других местах.
- Вместо оригинального пистолета Beretta M92FS игроку даётся Beretta M92FS Custom. Оружие способно снести голову зомби в 50 % случаев.
- Сила и здоровье всех врагов увеличены вдвое.
- Здоровье персонажей уменьшено почти в 3 раза. Так, если персонажа укусит зомби и его не отцепить, то он убьёт игрока с первого раза.
- На балконе второго этажа поместья появляется возможность убить Фореста как зомби.
- В казармах в полу теперь вместо одной трещины, из которой появляется Растение 42, становится три.